ВСЕ НОВОСТИ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Наши платформы

87 сообществ
45 каналов
32 групп
M
28 групп

Готовим к отправке в печать декабрьский выпуск журнала «Алтайский крестьянин».

Готовим к отправке в печать декабрьский выпуск журнала «Алтайский крестьянин». Об аграрных приметах прошлого времени пишет наш друг и постоянный автор Сергей Мансков. Читаю статью и ловлю себя на мысли: а хорошо, что некоторые ритуалы остались в прошлом. Как бы мы снимали репортажи про голых мужчин на посевной? А?😉 Вот отрывок: Самым главным событием в сельхозкалендаре наших предков была посевная. Первых отправляли «разведчиков» договариваться с полем. Обычно отец и сын выходили в поле и, отметив на пашне середину, становились по межам с противоположных сторон поля и начинали сходиться, разбрасывая семена. Если к середине первым подходил отец, то удачным должен был стать ранний сев, если сын - поздний. На сход собирались все женатые мужчины - хозяева, за исключением больных, и при помощи голосования или жребия избирали человека с «легкой рукой». Обычно в сеятели избирали богобоязненного и благочестивого человека, семья которого считалась наиболее благополучной, дружной и удачливой. В случае успеха он мог засевать не один год подряд, а после его смерти право на первый сев переходило по наследству к его сыновьям. Самого старого жителя деревни, даже если он уже не мог ходить, сыновья привозили на телеге в поле и выводили, поддерживая под руки, на пашню. Старик брал горсть из лукошка, в котором смешали свое зерно все хозяева деревни, и бросал ее на пашню, после чего каждый мог свободно начинать сев на своей полосе. Должность засевальщика считалась очень почетной, а человек ее исполняющий слыл счастливчиком. Он обязательно мылся в бане, надевал чистую праздничную одежду, иногда рубаху, в которой принимал причастие; хозяйка наводила в доме чистоту и порядок, покрывала стол чистой скатертью. Эти действия чаще всего объясняли стремлением сохранить хлеба, которым предстояло уродиться, чистыми, лишенными сорняков. Сеять не разрешалось вовсе, пока в деревне был не захороненный покойник. Эти приметы формировались веками. Если бы современные кинематографисты снимали картину о крестьянах XVII века и ранее, они не прошли бы не через один цензурный контроль. Потому что сельскохозяйственные культуры делились на «мужские» и «женские». Хлеб - жито - сеяли обнаженные мужчины, причем семена выносили в особых мешках, сшитых из мужских штанов. Поле воспринималось как рожающее женское начало, а мужчина ритуально «оплодотворял» его. А вот репа считалась женским овощем. Обнаженные женщины, укрывшись от мужчин, сеяли ее, стараясь передать земле свою способность к деторождению.

Комментарии