реклама горняк22 22регион
22бот

Как связан Алтай с династией Нобелей

Станьте ближе! Мы в WHATSAPP и в ТЕЛЕГРАМ

Как связан Алтай с династией Нобелей

С нашим краем связано столько исторических имен, что уже и не удивляешься, встретив еще одно, причем в самом нежданном месте. В селе Усть-Чарышская Пристань вели торговлю нефтепродуктами братья Нобели. Да, те самые. Так что к базовому капиталу самой престижной премии мира Алтай имеет прямое отношение.

И дальше в Расею

Село это в месте слияния Оби и Чарыша очень живописно. Уже в XIX веке российские предприниматели и не только, всех мастей, оценили удобства его для ведения бизнеса – судоходная река, пристань, пароходы, высокий берег – гора. Ставь свое дело да работай. Отсюда увозили баржами сливочное масло и зерно. Его закупали у крестьян купцы Ступаков, Горохов, Шестаков, а затем сплавляли пароходами в Барнаул, Томск, Новониколаевск и дальше в Расею. После революции на этой площадке организовали «Заготзерно», будущее хлебоприемное предприятие, в советское время градообразующее, наряду с объектом столь же историческим – нефтебазой.

В начале ХХ века предприятия компании «Бранобель» («Братья Нобели») уже работали в Камне-на-Оби, Бийске, Барнауле, по Оби ходили танкеры и сухогрузы. В 1909-м большая, гектар площади, база появилась в Усть-Пристани. Суда, перевозившие нефть, бензин, керосин, лигроин, материалы для смазки промышленных механизмов, стали заходить и в сельскую гавань.

Описание, как была устроена эта площадка, дает в своих мемуарах ветеран «Алтайнефтеснаба» Морозов: «Нефтепродукты привозили на пароходе и выкачивали в емкости по трубопроводу. Клепаные резервуары от 200 до 3 тысяч кубов собирали здесь же мастера, которых звали глухарями. От постоянного металлического стука и скрежета уже к тридцати годам они теряли слух. На всех резервуарах было написано черной краской «Братья Нобели».

Подтверждения находим и в воспоминаниях местного краеведа Петра Медведева, которыми поделились с нами сотрудники Усть-Пристанского районного краеведческого музея. Он пишет, насколько развитой была инфраструктура этого алтайского села. Помимо кредитного товарищества, основанного гильдейным купечеством, «в начале века на высоком берегу рядом с пристанью пароходской обосновался крупный капиталист Нобель, построил специальную базу для торговли керосином, маслами для машин, мазями. С тех пор возвышенный берег получил в народе название Нобелевской горы», – пишет Петр Логинович.

Как было

Этот нефтеналивной комплекс стал центром логистического узла, быстро обросшего промышленными объектами. Методом народной стройки сельчане возвели деревянный мост (он простоял до 60-х годов) и чугунолитейный завод, который с 1912 года выпускал запчасти для сельхозмашин, плуги, бороны, бытовой ширпотреб от сковородок до гвоздей, могильные плиты. Славился старый питерский мастер-литейщик Герасим Конкорин, сосланный на Алтай за участие в революционной деятельности. Под его руководством здесь даже ружья с пушками отливали. Исследователи истории Гражданской войны часто задаются вопросом, где крестьяне-повстанцы добывали оружие. А вот вам и ответ.

Паровая мельница вырабатывала муку, в том числе и высшего сорта. Маслодельни соревновались в качестве своего продукта. Была в этой удивительной территории опережающего развития начала ХХ века своя конюшня и даже социальный городок – дом-контора, общежитие для рабочих, баня. Жители Нобелевской горы рассказывают о добротной, выложенной камнем местной дороге. Ее содержали в порядке предприятия, но… в девяностые закрылась нефтебаза, в начале двухтысячных – хлебоприемный пункт. И историческая каменная кладка, никем не очищаемая, постепенно ушла в глинистую почву. Да и другие объекты былой артельно-купеческой роскоши до наших дней либо вовсе не сохранились, либо оставили после себя развалины.

Красивой легендой звучит сегодня рассказ директора музея Екатерины Кочневой о присутствии Нобелей в районе:

– Речь о тех же братьях, что вели торговлю в городах по Оби. Но достоверной информации их пребывания в Усть-Пристани, той, какой обладают архивы, у нас нет. Есть разрозненные воспоминания старожилов, но пожилые люди, когда их писали и диктовали, могли ведь и сами перепутать даты, факты. Так что вполне полагаться на них я бы не стала. Возможно, Нобели никогда не бывали в нашем селе, доверив дела управляющим, как это было в случае с Акинфием Демидовым и его алтайскими заводами.

Русские, читай – сибирские

К фондам Алтайского государственного краеведческого музея обращаться не понадобилось. Нужный артефакт весьма бурной экономической деятельности шведской семьи на Алтае нежданно, но кстати обнаружился в Интернете. Это реклама товарищества нефтяного производства братьев Нобель, «Бранобель», в Сибирском торгово-промышленном календаре за 1911 год.

Судя по официальной биографии Нобелей, мы можем говорить о присутствии на Алтае только Людвига, Роберта и Альфреда, сыновей Эммануила, главы семейства. Моряка, строителя, инженера, химика, изобретателя подводной мины, взятой на вооружение российского флота. С 1837 года он работал в России, найдя здесь применение своим талантам. Но к ХХ веку, когда развилась сеть «Бранобель», папаши Нобеля уже не было в живых.

Наиболее предприимчивым из его сыновей оказался Людвиг. В конце XIX столетия он основал в Санкт-Петербурге механический завод «Людвиг Нобель». Нефтянка стала основным доходом семьи чуть позже, когда братья учредили тот самый «Бранобель», Товарищество нефтяного производства братьев Нобель. С 1885 года наемным инженером по бурению у них работал – как причудливо тасуется колода! – Рихард Зорге-старший, отец советского разведчика, разработчик метода обратной промывки скважин.

И все же человечество запомнило не Людвига, а другого брата, Альфреда. Владельца 93 заводов, изобретателя динамита, обладателя еще 350 патентов на технические новинки и основателя именного премиального фонда Нобеля. Доля русских (читай, сибирских) денег от нефтепрома в капитале, завещанном фонду (33 млн крон, эквивалент миллиарда долларов) – около 20%. Именные премии за всю историю награждений вручались 615 раз, лишь 17 раз россиянам.

Вряд ли стоит приписывать Нобелям заслуги в развитии городов и сел Алтайского края. Но они были прозорливы, умели в неведомых, не изученных пока нишах увидеть возможности развития, поймать момент. Внедрив схему транспортировки нефтепродуктов по стране – цистернами по железной дороге, танкерами в резервуарах по рекам, коих на Алтае хватает, они стали получать баснословную прибыль.

ПОПОВА Тамара Еще читают

Взято отсюда.

новости вести алтая новости алтая видео ,